Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова

План сочинения на тему: Образы русских мастеров в произведениях Гоголя и Лескова

Образы русских мастеровых людей в произведениях Гоголя и Лескова

I. Вступление

Образы русских мастеров занимают существенное место в поэме Гоголя «Мертвые души» и в сказе Лескова «Лев­ша», что обусловлено стремлением воссоздать русский на­циональный характер, в котором, с точки зрения писателей, талантливость, мастерство, искусность являются ведущими чертами.

II. Главная часть

1.Крепостные крестьяне как мастера своего дела в поэме «Мертвые души»:

а)   русский мастеровой человек достигает подлинных высот в любой профессии: плотник Степан Пробка строил церкви; сапожник Максим Телятников, «что шилом коль­нет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо»; каретник Михе­ев делал только рессорные экипажи («сам и обобьет и ла­ком покроет»); кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме» (крепостные Собакевича, V глава); искусный кузнец, знавший и слесарное дело, а также две девки, мастерицы ткать салфетки, — крепостные Коробоч­ки (III глава);

б) русский мастеровой по-настоящему талантлив, справля­ясь с любой работой без каких-либо специальных инструмен­тов, а лишь с помощью умения и сноровки.

Так, тройку, которая венчает поэму, «с одним топором да долотом снарядил и собрал … ярославский расторопный му­жик» (XI глава);

в)  русский мастер не боится никаких трудностей, способен перенести любые испытания: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает ру­ками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу» (начало VIII главы);

г)    русский мастер неприхотлив, вынослив, ему нужно очень немногое.

Тот же Степан Пробка все губернии «исходил с топором за поясом и сапогами на плечах, съедал на грош хлеба, да на два сушеной рыбы»;

д)   русский человек, проявляя удаль, превосходит другие народы.

Так, в авторском отступлении о птице-тройке говорится: «Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и си­дит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню — …»(XI глава).

2.     Поскольку в первом томе Гоголь воссоздал по преиму­ществу отрицательные стороны русской жизни, которые дела­ли ее бестолковой, зачастую абсурдной, то и в русском нацио­нальном характере он отразил качества, вызывающие горькое чувство.

Так, тот же мастеровой, сапожник Максим Телятников, в интерпретации Чичикова, нетерпелив, плутоват, запивает с горя (VII глава). «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» — думает о мастеровых Чичиков (VII глава).

3. Изображенные как эпизодические и вроде бы несуще­ственные герои мастеровые люди в конце концов создают образ той основы русской жизни, на которой держится су­ществование помещиков, чиновников, Чичикова и всех ос­тальных.

Лесков во многом наследует гоголевскую традицию в изображении лучших черт, присущих тульским мастерам. К указанным выше качествам, которые отразил Гоголь, он до­бавляет при создании образов левши и его товарищей такие черты, как:

а) дерзостная фантазия, артистизм в сочетании со смекалкой.

Неграмотный левша и его товарищи выполнили работу

«гораздо секретнее» работы иноземных мастеров: «аглицкую блоху на подковы подковали», причем без «мелкоскопа» — «у нас глаз так пристрелявши»;

б)  патриотизм.

Левша тоскует по родине, родителям; несмотря на заботу англичан о нем, не соглашается остаться у них; русские обы­чаи и веру считает «самой правильной»; умирает с мыслью о России;

в)  смирение перед Богом, глубокая вера.

Тульские мастера молятся Николе Мценскому, прежде чем приступить к работе; левша и в Англии придерживается пра­вославной веры. Праведность левши — одна из важнейших черт, присущих русскому мастеру и человеку;

г)  гордость за свою работу, чувство собственного достоин­ства, сочетающиеся со скромностью.

Так, левша разговаривает с Николаем I, не тушуясь. О скромности же свидетельствует надпись на «пистоле неиз­вестного, неподражаемого мастерства» — «Иван Москвин во граде Туле», выполненная в потаенном месте. (Нельзя не вспомнить один из якобы «турецких» кинжалов Ноздрева, на котором было вырезано «мастер Савелий Сибиряков»).

Изображение русских мастеровых у Лескова омрачено рассказом о пренебрежении в России своими талантливыми людьми.

III. Заключение

И Гоголь, и Лесков верили не только в лучшее будущее России, обеспеченное талантливостью, духовным богатырст­вом и праведностью, присущими русскому человеку-мастеру, но и в особое предназначение своей Родины (финал «Мертвых душ»).

Подобные записи