Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир»

План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир»

Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Вступление

1. Народ и дворянство — основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно.

2. И народ и дворянство были неоднородны; в «Войне и мире» эта неоднородность отражена в полной мере.

II. Главная часть

1. Образ народа в романе. С точки зрения Толстого, народ, мужик — это основа нации, основа всей жизни, что неодно­кратно показывается в романс. В частности, победа в Отечест­венной войне 1812 года — это прежде всего народная заслуга.

Очень важным для Толстого было убеждение, что именно простой народ носит в себе тот нравственный идеал, к которому должен стремиться всякий человек, в первую очередь дворянин, ищущий, как лучшие герои Толстого, смысл жизни. В народе, прежде всего, воплощены «простота, добро и правда».

В «Войне и мире» Толстой показывает разные народные типы, иногда прямо противоположные. Так, если Платон Каратаев воплощает в себе начало доброе, «круглое», начало непро­тивления злу насилием, то партизан Тихон Щербатый — это образ мужика, беспощадного к захватчикам, воплощение нача­ла активного. Слуга старого князя Болконского Тихон отлича­ется нерассуждающей верностью своему барину, а слуга Нико­лая Ростова Лаврушка, хотя тоже верен господину, но уже совсем по-другому: он прежде всего хитер и изворотлив, и т.п.

2. Дворянство в романе. В отличие от крестьянского «ми­ра», представляющего собой достаточно монолитное целое, дворянство гораздо более неоднородно. В сущности, Толстой выделяет две группы дворян: с одной стороны, людей глубоко порочных, нравственно несостоятельных, ведущих паразити­ческий и бездуховный образ жизни (князь Василий, Анатоль и Элен Курагины, Анна Павловна Шерер, Берг, большинство петербургской аристократии и высшего офицерства и многие другие), и, с другой стороны, людей, живущих духовной жиз­нью, искренних, честных, причастных к национальным нача­лам (Пьер Безухов, Андрей Болконский, семья Ростовых, княжна Марья, Кутузов и др.).

3. Взаимоотношения дворянства и народа. Между худши­ми представителями дворянства и народом — пропасть, преж­де всего нравственная. Зато лучшие его представители у Тол­стого всегда оказываются так или иначе причастными к народной жизни и народной правде. Это свойственно даже дворянской аристократии (граф Безухов, князь Болконский, «графинечка» Наташа и др.). «Маленькие» же люди из дворян (капитан Тушин, капитан Тимохин) зачастую вообще живут жизнью, почти неотличимой от жизни народа. В единении лучших представителей дворянства и народа Толстой видел единство нации, которое так отчетливо проявилось во время Отечественной войны 1812 года.

Однако взаимоотношения даже лучших дворян с народом складываются вовсе не всегда гладко. Мужик всегда «себе на уме» и исторически привык не доверять барину, даже самому хорошему. Именно этим объясняется, например, «богучаровский бунт» или неудача Пьера при попытках облегчить жизнь крестьян.

III. Заключение

Взаимоотношения дворянства и народа были важны и в на­чале XIX века (время действия романа), и в 60-е годы (время написания романа), после реформы 1861 года. Единение дво­рянства и народа, которое столь ярко проявилось в 1812 году, Толстой считал возможным и желательным и для своей эпохи.