План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза»
Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
I. Вступление
Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит.
II. Главная часть
1. Второстепенные персонажи:
а) Дикой. Он не принимает непосредственного участия в сюжете пьесы. Функция этого персонажа — с максимальной наглядностью воплотить черты «жестоких нравов» города Калинова, дать читателю и зрителю представление о воинствующем самодурстве;
б) странница Феклуша. Ее рассказы показывают все невежество обитателей города, их ханжество и активное неприятие всего нового;
в) Кулигин. Роль этого персонажа приблизительно такая же, хотя сам Кулигин полностью противоположен Феклуше. Кулигин представляет в пьесе науку и просвещение. В его идеях, впрочем, нет ничего особенно нового, но даже и эти идеи (например, громоотвод) встречают непонимание и презрение. Кроме того, Кулигин — человек гораздо более возвышенных мыслей, чем окружающая его среда (чувствует природу, читает стихи и т.п.). Именно он высказывает мысли, близкие к авторским (особенно после самоубийства Катерины).
г) Кудряш и Варвара. Эта пара персонажей тесно связана с мотивом свободы, как внешней, так и внутренней. В силу определенных обстоятельств и особенностей характера они сумели противопоставить собственную независимость произволу самодуров. Однако связывать с ними сколько-нибудь серьезные надежды на изменения в мире самодуров нельзя: они живут одним днем, совершенно не заботясь о будущем.
2. Бытовой фон. Отчасти он связан с такими второстепенными персонажами, как Дикой и Феклуша. Другой способ ввести бытовой фон в пьесу и одновременно расширить рамки изображаемого — рассказы персонажей (Кулигина, Бориса, Дикого и др.), из которых мы узнаем о чертах «жестоких нравов» обитателей города. Бытовой фон выявляет в пьесе атмосферу самодурства, невежества, грубости и произвола. Он создает у читателя и зрителя впечатление жизни застойной, противной любому свободному слову и свободе вообще; бытовой фон усугубляет трагизм положения главной героини.
3. Противоположную функцию выполняет в пьесе пейзаж. Действие разворачивается в приволжском городке, а Волга издавна связывалась в сознании русского человека со свободой, с волей. Именно в Волге находит Катерина своеобразное и единственно возможное для нее освобождение. О красоте волжской природы не раз говорит Кулигин, но его никто не понимает. Таким образом, природа выступает контрастом по отношению к «жестоким нравам» жизни города Калинова.
4. Несколько более сложен образ грозы. Если для того же Кулигина это явление природы, которым он искренне восхищается, то для остальных гроза — это проявление Божьего гнева. Так чувствует и Катерина; с грозой связано ее покаяние.
III. Заключение
Содержание пьесы Островского шире, чем просто изображение трагической судьбы Катерины. В пьесе показываются быт и нравы среднего русского городка, ставятся проблемы просвещения, человека и природы, смысла жизни и т.д. Второстепенные персонажи, бытовой фон, природа помогают раскрыть эту проблематику.