Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?»

План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?»

Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

I. Вступление

Композиция — состав и организация элементов и частей художественного произведения.

II. Главная часть

1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя:

а)  сюжет романа — история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в родительском доме — отказ выйти замуж за Сторешникова — знакомство с Лопуховым — освобождение из «подвала» и брак с Лопуховым — счастье в этом браке — устройство мастерских — любовь к Кирсанову — второй брак

—   счастье в этом браке. Это внешняя схема сюжета. Внутрен­нее содержание его — рост и развитие личности Веры Пав­ловны, в процессе которого она все лучше понимает саму се­бя, все полнее раскрывается как личность. Сюжет призван прежде всего осветить одну из важнейших проблем в романе

—   проблему женской эмансипации;

б)  однако содержание романа не сводится к этой пробле­ме. Для воплощения других сторон проблематики и идейного мира произведения (прежде всего это проблемы переустрой­ства общества и анализ типа «нового человека») используются внесюжетные элементы — авторские (лирические) отступле­ния, вставные сюжеты, описания, сны.

2. Роль внесюжетных элементов в композиции романа:

а)  Авторские (лирические) отступления служат для выра­жения прямых авторских оценок действительности, иногда представляя собой публицистические фрагменты (конец «Чет­вертого сна Веры Павловны»). В авторских отступлениях так­же дается характеристика и оценка «новых людей» (конец VIII главки третьей главы);

б)  вставные сюжеты призваны расширить рамки изображае­мого, ввести в повествование новые характеры, а также дать бо­лее подробную характеристику «новым людям» (эпизоды из жизни Лопухова и Кирсанова). Многие вставные сюжеты посвя­щены «женскому вопросу», очень важному для Чернышевского (истории Крюковой, Полозовой). Весьма значимым вставным сюжетом является главка «Особенный человек», посвященная Рахметову. В этой главке автор дал образ профессионального ре­волюционера, воплотившего в себе авторский идеал;

в)  для композиции романа Чернышевского характерно дос­таточно большое количество описаний (устройство семейной жизни Лопуховых и Кирсановых, описание мастерской Веры

Павловны, подробное изображение жизни людей в будущем в «Четвертом сне Веры Павловны» и др.). Описания нужны Чер­нышевскому главным образом для того, чтобы создать художе­ственно достоверную картину, убеждающую читателя в том, что жизнь на новых основаниях, счастливая жизнь свободных людей — не мечта, а простое и естественное дело;

г)  сны Веры Павловны занимают особое место в композиции романа. Они не похожи один на другой и выполняют разные задачи, но в целом здесь автор в аллегорической или символиче­ской форме высказывает свои любимые мысли: что счастье че­ловека в том, чтобы видеть других людей свободными и счаст­ливыми (первый сон), что труд составляет основу нормальной жизни (второй сон), что социалистическое будущее неизбежно, оно «светло и прекрасно» (четвертый сон). У третьего сна немно­го иная задача — он раскрывает подсознание героини.

III. Заключение

Сложный состав и структура композиции обусловлены прежде всего тем, что роман представляет собой «энциклопе­дию» всех сторон жизни «новых людей».