«Рассказ», «разговор» — характерные для Маяковского жанры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточно передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: «планов… громадье», «размаха шаги саженъи, «темно свинцовоночие», «молоткастый, серпастыйсоветский паспорт» (обратим внимание на то, что все новые слова созданы с учетом правил словообразования, а не в нарушение их).
Установка на прямую речь, на обращение к слушателю определила и особенности ритмики произведений Маяковского.
Вспомним, что в традиционной для русской поэзии силлаботонической системе стихосложения ритм создается за счет правильного чередования ударных и безударных слогов, а единицей ритма является стопа.Она состоит из одного ударного и одного или двух безударных слогов, порядком чередования которых определяется стихотворный размер (двусложные стопы: хорей и ямб, трехсложные стопы — дактиль, амфибрахий, анапест).
Маяковский использует в своих произведениях классические стопы, например, хорей («Дайте руку!/ Вот грудная клетка» — «Юбилейное»), ямб («Я даже/ ямбом подсюсюкнул,/ чтоб только / быть / приятней вам» — «Юбилейное»), дактиль («Чтоб коммунизм / канарейками не был побит!» — «О дряни»), амфибрахий («И все ей казалось — она жеребенок» — «Хорошее отношение к лошадям»), анапест («Вам, / конечно, известно / явление «рифмы» — «Разговор с фининспектором о поэзии»). Хотя здесь использованы традиционные стопы, не ими определяется ритмический рисунок приведенных стихов. У Маяковского особо значима не стопа, а слово, которое подчеркнуто, выделено ударением.Происходит своеобразное чередование слов, а не слогов, как в силлабо-тонике. Важнейшим элементом ритма становится ударение.Так образуется тонический стих( от греч, tonos- ударение), основанный на относительной равноударно- сти стихотворных строк (иначе говоря, на совпадении количества ударений в строках). Посмотрим это на примере, выписав строфу без деления на подстрочия и расставив ударения (при этом не забудем, что союзы, предлоги, частицы, а порой и местоимения самостоятельного смыслового ударения не имеют):
Поэзия -/ та же добыча радия. — 4 ударения В грамм добыча, / в год труды. — 4 Изводишь / единого слова ради — 4 тысячи тонн / словесной руды. — 4
(«Разговор с фининспектором о поэзии»)
Итак, тонический стих, который был развит в устной поэзии и к которому в литературе впервые обратился Маяковский, основан на равном количестве ударений в строке при произвольном количестве слогов. Но абсолютноесовпадение количества ударений не обязательно (в силлабо-тонике тоже встречаются пропуски ударений — пиррихий или дополнительные ударения — спондей). Поэтому правильнее говорить, что ритм в тоническом стихе основан на относительнойвыравненное™ ударений в строках.
Я недаром вздрогнул. / Не загробный вздор./ — 4 ударения В порт, / горящий, /как расплавленное лето, / — 4 разворачивался / и входил / товарищ «Теодор / — 4 Нетте». — 1
(«ТОВАРИЩУ НЕТТЕ пароходу и человеку»)
В приведенной строфе соблюдается закономерность использования ударений (по четыре в каждой строке). Из общей схемы выпадает заключительная строка: в ней всего одно слово, одно ударение. Именно поэтому строка звучит как удар (он усилен звуковыми повторами — «грохочет» звук «р»), как вскрик, как «нет» страшному факту смерти простого и героического человека, которого хорошо знал автор. Так само нарушение ритмической схемы приковывает внимание читателя и слушателя, помогает точнее и ярче передать чувство автора.