Картина “Воин” (1982), написанная непревзойденным мастером своего дела Сальвадором Дали, имеет очень богатую символику. Сюжетный мир этого полотна полон сюрреалистических деталей, наполненных фантасмагоричными сущностями и символами, полными мистического смысла.
Эти воплощения отражали навязчивые идеи автора, находившегося на последнем этапе своей жизни и оценивающего прошлые события не просто с точки зрения человека, пережившего происходящее, но и с точки зрения художника, остро реагирующего на ирреальность желаемого по отношению к действительному.
Несмотря на то, что все заявленные выше моменты красной нитью проходят через все творчество художника, именно на последнем этапе они приобретают по-настоящему инфернальный и доведенный до полного абсурдного несоответствия смысл.
Эта символика не является случайной. Дали живо интересовался идеями Фрейда, и именно после прочтения его трудов взял привычку использовать некие ключи , добавляющие смысл его работам. Именно в “Воине” эти ключи доведены до абсурдного несоответствия между твердостью тела человека и мягким наполнением эмоционально-ментального порядка.
Важно еще и то, что воин, изображенный на знаменитом полотне уже потерял всю оставшуюся мягкость, и тело его окаменело. Из пустых глазниц его лезут лики каменных гомункулов с копьями, а лицо выражает ужас, смешанный с удивлением. В его сторону надвигаются ядовитые облака со страшным оскалом, на остатках уха примостились расплавленные часы, являющиеся материальным отражением неделимого пространства и гибких свойств глобального времени.
После своего путешествия по Италии Дали постепенно отходит от сюрреализма в его чистом воплощении, в его творчестве находят отклик произведения Ренессанса, придавая своим примером некую академичность сюжетности мастера. Лицо воина выписано с соблюдением правильных человеческих пропорций, но Дали был бы не Дали, если бы не загрузил все остальное пространство картины своими знаменитыми символами.
Реальных предпосылок для написания этого полотна очень много: здесь сказывается и преклонный возраст автора, ощущающего приближение той, чьи воплощения он неоднократно интегрировал в свои полотна, общемировая ситуация, а главное, смерть его жены, его Галы. Несмотря на их странные отношения, в которых было мало похожего на общепринятые соглашения в браке, после этого события Дали долго пребывал в ужасной депрессии, которая иногда не давала ему даже подняться с кровати.
Частично преодолев это губительное состояние он возвращается к творчеству, но стиль его теряет свою специфичность, упрощается, и в полотнах начинает преобладать мотив скорби.