Вы здесь: Главная > Сочинения по русской литературе > Сочинение. «Пушкинская эпоха» по роману Евгений Онегин

Сочинение. «Пушкинская эпоха» по роману Евгений Онегин

Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть "Пушкинской эпохой". Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъём свободомыслия — и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы "стать с веком наравне" — и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и её проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни — характерная черта "Пушкинской эпохи".

В романе "Евгений Онегин" перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты "во весь рост" сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей — и всё это согрето живым, заинтересованным отношением автора.

Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.

Петербург, Москва и провинция — три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создаёт индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, — образ жизни. Кажется, что даже время течёт в России по-разному: в Петербурге — быстро, а в Москве — помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи "гнёзда" живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни "глубинки" резко отличается от столичного, но в романе и московские "корни" тянутся всё-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счёте, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке — дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.

Петербургская жизнь предстаёт перед нами блистательной и разнообразной. И её картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть ещё и поэзия, шум и блеск "неугомонной юности", "кипение страстей", полёт вдохновения… Всё это создаётся присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба — главные ценности "петербургской" юности автора, времени, о котором вспоминает в романе.
"Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!"

Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло её образа в "Евгении Онегине". Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов — мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да ещё лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от «гостиных». Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.

А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных — классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев.
Конечно, и в провинции однообразие может "взять в плен" человека, превратить жизнь в существование. Пример тому — дядя главного героя. Но всё же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о "старине", о новой литературе, посвящённой непритязательным, естественным человеческим чувствам.

Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как "золотой век" русской культуры. Сложные, драматические черты "Александровского" времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.

Подобные записи