Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя
I. Вступление
Художественная деталь — это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.)
II. Главная часть
1. Основная функция художественных деталей — создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру:
а) детали портрета. У Гоголя внешность человека выражает его сущность (Собакевич «медведь» как по внешности, так и по характеру; «прорехи» в одежде Плюшкина соответствуют авторскому определению его как «прорехи на человечестве» и т.п.);
б) детали интерьера. По внутреннему убранству дома можно сделать заключение о характере хозяина (кресла у Манилова, мебель и картины у Собакевича, хлам в комнате Плюшкина и т.п.);
в) прочие детали. Они используются, как правило, для характеристики второстепенных и эпизодических персонажей и создают комический эффект. Так, про покойного мужа Коробочки мы узнаем только то, что он очень любил, чтобы кто- нибудь почесал ему на ночь пятки, а без этого никак не засыпал — больше сказать о нем, очевидно, нечего. В Петрушке Гоголь обращает читательское внимание на две детали: на его свойство носить с собой везде свой особенный запах и на оригинальный характер его чтения. Губернатор характеризуется тем, что вышивает по тюлю (смысл этой детали в том, что это занятие совершенно необязательно для должностного лица).
2. Вторая функция художественных деталей у Гоголя — характеризовать не отдельного человека, а весь уклад жизни. Таково, например, описание города N в первой главе, описание трактира в четвертой, изображение «присутственного места» в седьмой и т.п.
III. Заключение
Возможности точной и выразительной художественной детали Гоголь использовал в максимальной мере. В этом он продолжал традиции Пушкина и, в свою очередь, сам закладывал традицию, очень важную для дальнейшего развития русской литературы.