Внесценические персонажи и их роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
I. Вступление
Комедия Грибоедова — реалистическое произведение, в котором автор дает обобщенную картину социальной жизни России 10-х — начала 20-х годов XIX века. Чтобы расширить рамки комедии и тем самым усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи.
II. Главная часть
1. Внесценические персонажи — это персонажи, не участвующие в действии; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. (См. Словарик, ст. Персонаж).
2. Внесценические персонажи условно делятся на группы:
а) внесценические персонажи, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы крепостнического дворянства, представители «века минувшего» (дядя Фамусова Максим Петрович, Фома Фомич, безымянные персонажи из монолога Чацкого «А судьи кто?»);
б) внесценические персонажи, при помощи которых раскрывается крепостное право как социально-психологическое явление («Нестор негодяев знатных», владелец крепостного балета и др.);
в) внесценические персонажи, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы (персонажи из монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…», из монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…», Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна, арапка-девка, персонажи из рассказа Репетилова о «секретнейшем союзе» и др.);
г) внесценические персонажи, близкие Чацкому и показывающие неслучайность, типичность такого характера и поведения (двоюродный брат Скалозуба, племянник Тугоуховской князь Федор).
III. Заключение
Роль внесценических персонажей в комедии — создать в рамках ограниченного пространства и времени пьесы широкую обобщающую картину общественной жизни России начала XIX века.