Вы здесь: Главная > Школьные сочинения > Сатира в творчестве Зощенко

Сатира в творчестве Зощенко

Сочинение на тему: Сатира в творчестве Зощенко.

Близка по основному смыслу к булгаковской и сатира Зо­щенко. Правда, в отличие от Булгакова, Зощенко публиковал свои сатирические произведения, поэтому на поверхности у него — борьба с «отдельными недостатками», главным обра­зом в сфере быта и культуры. Но по существу мы наблюдаем в рассказах Зощенко то же неприятие бесцеремонности, бес­культурья, хамства и наглости победившего класса. Иногда это касается действительно только лишь бытовой культуры — что уж там говорить о построении социализма, когда в эле­ментарной бане элементарного порядка навести не могут! Иногда же Зощенко идет глубже, показывая упоение бескуль- турного и вчера еще бесправного человека своим положением победителя. Так происходит, например, в рассказе «Рабочий костюм», в котором страшное возмущение Васи Конопатова вызывает то обстоятельство, что его не пускают в ресторан якобы за «рабочий костюм». Очень болезненно реагирует на это герой: «Личность оскорбили… — говорит. — Рабочий, — говорит, костюмчик не по вкусу? Я,- говорит, — может, сейчас сяду и поеду в Малый Совнарком жаловаться на ваши действия». Дело же оказывается много проще, и начальник милиции это Васе объясняет: «Пьяных, — говорит, — у нас правило — в ресторан не допущать. А ты, — говорит, — даже на лестнице наблевал». После этого Вася успокоился. Если не за рабочий костюмчик и «идеология не нарушена», то все в порядке. И идет Вася домой довольный и спокойный, в созна­нии своей классовой правоты…

Основным средством создания комического эффекта у Зо­щенко служила сказовая манера повествования, стилизованная под простонародную речь. Повествование ведется от лица тако­го же обывателя, как и те, кто является героями рассказа. И этот повествователь сочувствует своим героям, возмущается вместе с ними, отчего комический эффект усиливается, и мы ясно ви­дим под маской малокультурного повествователя грустную ус­мешку самого автора. Такая манера используется Зощенко в его лучших рассказах — «Мещане», «Гости», «Аристократка», «Слабая тара» и др.

То, что сходило Зощенко с рук в 20-е годы, вызвало недо­вольство в 50-е, когда писателя, как известно, фактически от­лучили от литературы и заклеймили постановлением на самом высшем уровне.